Мужская классика — универсальный язык, на котором говорит весь мир. Это правда, но не чистая: по миру дресс-коды корпораций единообразны, но в каждой стране своё прочтение классики. И речь здесь даже не о вечном противостоянии костюмов Великобритании и Италии, о котором написаны сотни статей и десятки книг. Нюансы этикета и бизнес-стиля есть в каждой стране. В этом материале мы разбираем самые значительные — для Европы, Азии и США.
Без англичан в такой подборке никуда. Хочется охарактеризовать их стиль в обобщении фразеологизмом tongue-in-cheek (грубоватый русский аналог — «фига в кармане»). Родина мужского костюма с одной стороны строже всех в отношении деловой одежды, но с другой — и игривее. Здесь косо смотрят на нарушение протокола (прийти на мероприятие консервативной бизнес-среды в твидовом пиджаке — нонсенс), но позволяют себе нестандартность в деталях. Именно британцы обожают кричащие по мнению многих жёлтые и розовые галстуки, носки в полоску и заметные нагрудные платки. Но не будем поддерживать миф о том, что все жители Альбиона отлично одеваются: на обслуживающем персонале (продавцах, охранниках или сисадминах) таких сочетаний вы не увидите, зато наверняка наткнётесь на мешковатые рубашки (летом ещё и безрукавные) и полиэстеровые джинсы. Высококачественные изделия — прерогатива состоявшихся специалистов, управленцев и людей с аристократическими корнями. Кстати, расстёгивание нижней пуговицы рукавов пиджака, сшитого на заказ, здесь считается моветоном (пусть и незначительным). Костюм джентльмена по определению сшит на заказ и дополнительно демонстрировать это ни к чему.
Итальянцы — ещё более мифологизированная нация. Благодаря фотографиям с Pitti Uomo и недель мод многие думают, что клетчатые шарфы поверх рубашек в цветочек носят все бизнесмены Неаполя и Флоренции. Реальность прозаичнее, хотя и не уныла. Итальянский топ-менеджмент (в том числе и модных брендов) предпочитает строгие тона вроде синего или тёмно-серого, разбавленные тонкой полоской на шерсти или дорогими часами (иногда в сочетании с браслетами) на запястье. Здесь во главе угла качество исполнения и посадки, а не броскость. У каждого состоятельного итальянца, следящего за собственным стилем (а таких немало), есть личный портной, который отшивает костюмы в соответствии со вкусом заказчика. То, что итальянцы совсем не носят чёрную обувь, скорее миф, но коричневые тона здесь и вправду распространены гораздо сильнее.
Нельзя обойти вниманием и американцев. Европейцы злорадствуют, что в Штатах мужчины одеваться не умеют, но это преувеличение. Хотя портновское дело там и вправду развито куда слабее, так что итальянские и английские портные регулярно приезжают в Штаты с «транк-шоу». При этом именно Америка подарила миру «стиль Лиги Плюща» или «преппи», который сочетает традиционность с не слишком строгим подходом к выбору одежды. Ещё одно американское изобретение — костюм «сак» (sack suit) без вытачек, свободно сидящий на талии. Сегодня его не любят даже в самой Америке: в моде приталенный крой. Из аксессуаров не выходят из моды полосатые галстуки — причём, в отличие от Англии, здесь полоска направлена в противоположную сторону (из левого нижнего угла в правый верхний). Качество одежды в американской бизнес-среде довольно разнородно: топ-менеджмент обшивается на заказ и выглядит по стандарту строго и нейтрально, а профи рангом ниже в компаниях с дресс-кодом воплощают его по-разному (от безразмерных костюмов «с вешалки» до вполне интересных ансамблей), но денди здесь точно немного. В США популярнее полуформальные вещи вроде лоферов «Гуччи» — это своеобразная униформа банкиров Уолл-Стрит. Подробнее об этой касте и их одежде мы уже писали.
Германия отличается от остальных стран наиболее утилитарным подходом к одежде — хотя здесь есть известная на весь мир портновская школа Rundschau, в целом немецкие клерки упражняются в тонкостях правильной посадки и сочетания цветов редко. В бизнес-костюме доминируют цвета, приближенные к чёрному — тёмно-синий и тёмно-серый. Крой пиджаков распространён простой — однобортные на двух или трёх пуговицах. Сорочки чаще белые, в галстуках нередко промелькивают оригинальные узоры, но цвета обычно консервативны. Нагрудные платки сами по себе здесь редкость, а если они и появляются, то наверняка не будут сложены «облаком» или уголками кверху — только прямо. Чёрные туфли и кожаные аксессуары доминируют над коричневыми, то же можно сказать о соседней Швейцарии. Вообще стиль немецкого бизнесмена наглядно отражён в рекламных кампаниях Hugo Boss — это относительно непритязательная строгая одежда, подчёркивающая серьёзность намерений, но никак не индивидуальность владельца.
Япония, по свидетельствам очевидцев, обгоняет по строгости даже Германию. Особенности местного этикета ни в коем случае не предполагают, что деловой костюм станет средством самовыражения. Подход японцев строится на том, чтобы выглядеть опрятно и не выделяться из общей массы. По этой же причине небритость и уж тем более борода — черты либо маргиналов, либо представителей творческих профессий. «Сэларимены» вне зависимости от уровня оплаты чисто бреются и редко экспериментируют с одеждой, ограничиваясь чёрной обувью и неброскими галстуками. «Бизнес-кэжуала» здесь фактически нет — дресс-код крайне строг, зато за пределами офиса можно носить всё, что душе угодно. При этом в тёплое время года японцы позволяют себе сочетания вроде деловой рубашки с коротким рукавом и галстуком — здесь оно приемлемо и допустимо, тогда как в вышеупомянутой Италии подобный образ точно не оценят. Для молодых людей среднего и upper-middle класса здесь отказаться от работы в корпорации (а значит, и скучного костюма) и стать «фритёром» — позор не только личный, но и семейный. Другое дело — художники или люди из мира моды. Здесь многим нет равных в умении сочетать уже существующие материалы и фактуры, да и создавать новые тренды и стили. Один из самых известных модников Страны восходящего солнца Хирофуми Курино, директор люксовой мультибрендовой сети United Arrows, увы, не относится к типичным представителям делового стиля по-японски, хоть и умеет вдохновить на эксперименты с классикой.