Детали стиля обычно формируются двумя путями: намерением и случайностью. Самый яркий пример — стиль короля Эдуарда VII, тучного мужчины, расстёгивавшего нижние пуговицы жилетов и пиджаков для комфорта в области живота. Cегодня расстёгнутая пуговица — обязательная деталь этикета. Но не все случайности такого рода входят в историю. И не все решения «выглядеть оригинальнее» работают лишь потому, что показались вам интересными. В этом материале мы собрали стилевые находки, случайные и намеренные, которые можно отнести к спорным.
Это самый простой способ продемонстрировать миру, что вы обшиваетесь на заказ. Но можно подчеркнуть свой статус куда утончённее — например, качеством посадки, подгона клетки или исполнения деталей. Для портных Сэвил-роу хорошим тоном считается вшивать ярлычок с именем заказчика внутрь кармана пиджака, так, чтобы виден он был лишь хозяину костюма. Потешить тщеславие, впрочем, можно и со вкусом — надписи на сорочке уместны, если это инициалы, некрупно вышитые тёмно-синей, тёмно-бордовой или белой нитью. Целые слова — уже перебор.
Мужской классический стиль основан на принципе дендизма, вошедшем в историю как «великий мужской отказ». Говоря проще, классика — почти всегда про минимализм (недаром её абсолютным воплощением служит смокинг). Из этого следует простой вывод: избавляйтесь в костюме от всего, от чего можно избавиться. Умножение сущностей, подобных воротникам или петлицам, смотрится совсем нелепо, когда их ещё и исполняют в ярком цвете (см. пункт «Контрастные петли» ниже). Если держаться нет сил и хочется «похулиганить» на неформальном пиджаке, советуем ограничиться двумя петлицами в тон.
Пожалуй, самый тонкий момент из всех перечисленных. Такую деталь не назвать моветоном, и тем не менее, в высшем обществе она считается нежелательной. Как пишет американский культуролог Пол Фасселл, представители высшего класса по определению предполагают, что костюм собеседника пошит на заказ, а потому дополнительная демонстрация этого не требуется. Впрочем, мы живём не в высшем обществе США, поэтому считаем расстёгнутые рукавные петли (одну или две) вполне уместным средством самовыражения.
Ещё один элемент «на грани». В первую очередь дело здесь в том, как отражает подобная деталь ваш характер. Красная петлица на тёмно-синем пальто Шерлока из сериала BBC — символ лихости, с которой детектив решает встающие перед ним загадки. На деловом костюме подобная будет неуместна, а на неформальном пальто или непарном однотонном пиджаке может выглядеть неплохо. Контрастная крайняя петля на рукаве привлекательна, если рифмуется с клеткой или полоской на ткани или с подкладкой, но взятая «с потолка» смотрится вымученно. Прелесть контрастов в том, что они уместны как деталь: на нижней или верхней петле сорочки или манжеты. Если же контрастны все петли, то эта броскость не к месту.
Фирменные черты стиля Ричарда Брэнсона и Алексея Навального соответственно, своеобразный символ «своего парня» и человека, который умеет и готов работать руками (пусть и чисто метафорически). Эти решения допустимы, если вы работаете вне консервативных сфер, но точно не подходят для мероприятий с протоколом (пусть и негласным) — например, любых бизнес-встреч. Галстуком и пиджаком сегодня пренебрегают часто (кроме особенно важных переговоров), но демонстрация волосатой груди и подворачивание рукавов — для бизнеса откровенное излишество. Также спорно смотрится и футболка (белая, или тем более контрастная), торчащая из-под рубашки. А вот в конце рабочего дня, в выходной или на отдыхе уместны и подвёрнутые рукава, и расстёгнутый воротник.
Эта деталь, растиражированная итальянскими автомагнатами Джанни Аньелли и Лукой ди Монтедземоло, будет уместна лишь на прибрежном отдыхе или на вечеринке. Если оденетесь подобным образом в бизнес-среде, то ваш месседж «я полон сил и готов идти против правил» утонет в других ассоциациях, главная из которых — «этот парень забыл застегнуть воротник на рубашке». А если попадёте в круг людей, столь же заинтересованных в стиле, то покажетесь лишь позером и бледной копией вышеупомянутых магнатов. Впрочем, можем предложить рабочую альтернативу — носить галстук с рубашкой без пуговиц, воротник которой не проклеен совсем или проклеен тонкой клеевой. Он будет немного «волниться» и придавать ансамблю объем и живость, так необходимые для свободомыслящего мужчины.
Так любил делать тот же Аньелли. Сегодня для бизнес-среды это чистая эксцентрика, но вот вынимать из-под манжет часы и наглядно их демонстрировать весьма распространено. Часовой этикет входит в число самых сложных. На то, чтобы запомнить даже классические марки и модели, уйдёт год-другой. И всё-таки то, что вам удалось прошерстить все каталоги и накопить на хороший хронограф или «субмаринер», не делает его достоянием общественности. Демонстрация часов при каждом удобном случае — хороший повод усомниться как в вашем вкусе, так и в их подлинности. Свободное расположение под манжетой, когда видна 1/3-1/2 циферблата — эталон. А те, кому так уж нужно узнать модель, сами постараются и разглядят.
Одними из прародителей такого стиля считаются японские саларимэны (офисные работники): в Японии часто влажно и жарко, но европейский дресс-код соблюдают жёстко. Для этого приходится идти на компромиссы: галстук надевают с безрукавной рубашкой. Но в Европе такой стиль — моветон даже летом, если только вы не продавец-консультант в особо строгом к работникам салоне сотовой техники. Но если ваш галстук не на резинке, то с коротким рукавом надевать его не стоит.