Запонки – важный и очень красивый элемент мужского гардероба, и сегодня мы расскажем о них подробнее.
Булавки, кожаные ремни и обычные бечёвки были первыми помощниками европейских мужчин в деле наведения порядка в области запястий. Тогда практичность была главным аргументом и о красоте ещё мало кто задумывался, если вообще задумывался.
Рассказ об истории запонок можно начать с 1600-х годов, когда декоративные кружевные манжеты эпохи Возрождения начали уменьшаться, становясь удобнее.
Запонки появились в Европе в начале XVII века. Представители знати начали обрамлять свои запястья декоративными шнурками и лентами. Сложность узлов и убранства лент недвусмысленно намекала на социальный статус.
Во времена правления Людовика XIV в моду вошло использование пары одинаковых стеклянных пуговиц, соединённых между собой короткой цепочкой.
К 1715 году это простое украшение сменилось более изысканным, украшенным драгоценными камнями (обычно алмазами) с золотой цепочкой.
К середине же XVIII века появились первые вариации, удалённо напоминающие современные запонки – инкрустированные драгоценными камнями или покрытые эмалью монетки, соединённые цепочкой. Они были гораздо проще, чем ленты, да и визуально выглядели аккуратнее и интереснее, нежели любые другие приспособления для крепления манжет. Запонки очень быстро начали набирать популярность. При этом в 18-м веке они ещё считались элитной безделицей.
К тому времени запонки стали оформлять ещё богаче, чем прежде. Любимый тогда вариант – запонки с картинами или гравюрами. Такие запонки стоили соразмерно расходам на труд и материалы, затраченные на их изготовление.
В начале XIX века появились и быстро набрали популярность «французские» двойные манжеты. Это способствовало и распространению запонок. Хотя они по-прежнему были доступны только состоятельным покупателям.
Ситуация довольно быстро изменилась с приходом промышленной революции, и запонки появились на манжетах рубашек представителей среднего класса.
Изобретение процесса гальванизации позволило покрывать запонки, сделанные из дешёвого сплава, тонкой плёнкой драгоценного металла. Кроме того, недоступные дорогие камни и материалы были заменены на реплики. Стразы и горный хрусталь пришли на смену бриллиантам, а сплав меди и цинка имитировал золото.
В конце XIX века была изобретена машина, позволявшая большими партиями производить запонки с цельным механизмом из единого листа металла – как гильзы для патронов. Это значительно удешевило процесс изготовления и снизило стоимость продукции для конечного потребителя. Так запонки стали доступны для большинства и получили статус базового аксессуара.
С развитием в начале 20-го столетия стиля ар-деко обрели популярность эмалированные запонки. Известные производители, такие как Фаберже, довели до совершенства технику использования эмалей, а затем наладили массовое производство своей продукции по новой технологии.
Другие ведущие производители, находившиеся под сильным влиянием ар-деко и кубизма, такие как Cartier и Tiffany, также организовали массовое производство запонок в начале 20-го века.
В 1924 году компания Boyer создала запирающий механизм, который мы знаем до сих пор – качелька, закреплённая на концах двух ножек, припаянных к плоскому основанию. Этот механизм и по сей день остаётся самым распространённым.
В 70-е годы прошлого века пуговицы благодаря простоте и утилитарности потеснили запонки на массовой продукции. К счастью дизайнеры, производившие одежду haute couture, продолжили поддерживать славную традицию ношения запонок.
В 90-е ношение рубашек с французскими манжетами и использование запонок вновь стали популярны.
Сегодня запонки носят во всём мире как мужчины, так и женщины. Будь то классический или ультрасовременный дизайн – запонки являются ценным аксессуаром, дополняющим образ тех, кто хочет выглядеть на все сто.